Газета студентов Московского инженерно-физического института
Поиск по сайту

Путь к Храму


Андрей Молодкин, Алексей Беляев-Гинтовт «Атомное Православие»*.
Холст, шариковая ручка, 2001 г.

За более чем 65-летнюю историю наш институт стал важным научным и образовательным центром, ведущим передовые исследования и ежегодно выпускающим первоклассных специалистов. МИФИ вместе со страной пережил слом прежней системы и сейчас активно участвует в построении новой. В нашей Alma Mater всегда понимали, что высшее техническое образование – это не только глубокие знания по предметам физико-математического профиля и техническим специальностям: качественное образование подразумевает формирование личности. Сейчас, следуя тенденциям нашего общества, многие мифисты считают необходимым введение в систему образования духовно-нравственного начала. Прежде всего, имеется в виду приобщение к традициям Православия.
В настоящее время в цокольном этаже главного корпуса ведутся работы по созданию домового храма при МИФИ. История вопроса уходит в «переходные» 90-е годы. Идея строительства храма в МИФИ долго оставалась только идеей, но в 2005-м году из специального выпуска «Инженера-физика» мифисты узнали о том, что эта идея поддержана советом ветеранов, ректоратом, объединённым профсоюзным комитетом (ОПК) и рядом других организаций нашего института. Причём ещё осенью 2004 года ректор Б. Н. Оныкий направил письмо к Патриарху Алексию II с просьбой благословить это начинание и назначить настоятеля. Главными аргументами в пользу строительства являлись необходимость почтить память ушедших из жизни мифистов, создать базу для духовно-нравственного воспитания молодёжи и защитить студентов от влияния различных сект.
Для многих студентов и преподавателей такой поворот событий оказался неожиданным. В июне 2005 г. года вышел второй спецвыпуск «Инженера-физика», в котором были высказаны сомнения относительно необходимости строительства храма и вообще правильности принятого решения. В частности, С. А. Курнаев в статье «Требуются чёткие ответы» сформулировал ряд вопросов к инициаторам строительства и администрации института. Одним из главных аргументов противников строительства является неприемлемость нахождения любых религиозных объединений в институте и проведения религиозной пропаганды (причём это прямо запрещает действующий Устав института). К сожалению, ни на один из этих вопросов ответов дано не было.
Тем не менее, был создан сайт, рассказывающий о мероприятиях, связанных с храмом в МИФИ, а в «Инженере-физике» продолжали периодически появляться статьи в поддержку этой идеи. Храм в МИФИ создан не был, однако на военной кафедре еженедельно проводились молебны, приглашались священники для бесед со студентами.
А в июне 2009 года в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре (ПЦДРДМ) состоялся круглый стол на тему: «Духовно-нравственное просвещение молодежи. Формы церковной работы в высшей школе», в котором приняли участие священнослужители, представители вузов и общественных организаций и студенты. Были на этом круглом столе и «представители» МИФИ (в кавычках, потому что никто этих людей представлять МИФИ, по-видимому, не уполномочивал. К тому же, эти господа почему-то постеснялись назвать свои фамилии).
Возникают закономерные вопросы: так кто же и для чего создаёт храм в МИФИ? Почему не учтены мнения большого количества заслуженных мифистов? Откуда взялась православная община, как она вообще могла появиться в вузе? Является ли создание храма лишь первым шагом, какие шаги будут предприняты после?

Информация из первых рук

Долгое время информация о храме была исключительно на уровне слухов. Однако сравнительно недавно была организована рабочая группа по созданию домового храма в МИФИ под руководством советника ректора Н. С. Погожина. К нему мы и обратились с просьбой дать официальную информацию, как говорится, из первых рук. Николай Семёнович откликнулся на нашу просьбу, и в результате произошёл интересный разговор, который мы приводим ниже.
– Не все наши читатели помнят о том, как появилась идея строительства храма в МИФИ. Не могли бы Вы рассказать об этом?
– Тут далеко не надо ходить – можно взять первый спецвыпуск «Инженера-физика» за 2005 год и почитать, там всё подробно описано.
– Тем не менее, остаётся много вопросов. Речь шла о том, что это – инициатива Совета ветеранов, ректората и инициативной группы (хор МИФИ, «Инженер-физик» и др.), правильно?
– Я бы не сказал, что это была инициатива ректората. То, что это, в первую очередь, была инициатива Совета ветеранов – да. Потом этот вопрос вынесли на обсуждение Учёного совета. Была полемика. Отношение сотрудников неоднозначное: есть группа «за», есть группа «резко против», а есть сомневающиеся. Каков расклад на сегодняшний день – я не могу сказать.
В августе 2004 года ректор направил Святейшему Патриарху Алексию II письмо с просьбой благословить строительство храма на территории МИФИ. Это письмо появилось только после того, как вопрос был обсуждён на Учёном совете. Я не нашёл протокола заседания Совета, но я там был, следил за полемикой и хорошо помню, что решения о том, что строить храм нельзя, вынесено не было.
– То есть Учёный совет не сказал ни «да», ни «нет»?
– Понимаете, ректор (Б. Н. Оныкий – прим. ред.) не смог бы без согласия Учёного совета написать обращение к Патриарху. Вряд ли он осмелился бы взять на себя такую ответственность.
То, что Борис Николаевич на 100% атеист, – это я Вам точно говорю. Неужели Вы думаете, что атеист написал бы такое обращение к Патриарху, не имея поддержки коллектива? Он, будучи ректором, выполнял волю народа, которым управлял, и который попросил его написать это письмо. Видимо, большинство попросило, раз он на это пошёл. Так что он опирался и на Учёный совет, и на Профсоюзную организацию, и на Совет ветеранов.
Был получен ответ от Святейшего: он это дело благословил и назначил настоятеля. Это о. Александр Петров из Храма Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне.
Но прошло очень много времени, появился новый ректор (М. Н. Стриханов – прим. ред.), а «воз» был и поныне тут. Был до прошлого года. В ноябре уже новый ректор создал рабочую группу во главе со мной, и было принято решение начать строительство домового храма. Мы стали собирать необходимые документы, искать деньги и т.д.; нашли подходящее помещение, согласовали его с отцом Александром. Одновременно ректор обратился уже к Патриарху Кириллу, чтобы он благословил это начинание и в том числе создание благотворительного фонда. Сейчас работы ведутся в плановом порядке, однако благословения мы пока не получили. Но о. Александр и о. Олег (прот. Олег Корытко, настоятель Храма Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне – прим. ред.) были здесь, всё посмотрели, им всё понравилось, мы получили их поддержку; о. Олег обещал со своей стороны просить Святейшего о благословении. Всё, что сделано, можно посмотреть, сфотографировать – никаких проблем. Было ничто, а стало уже что-то.
Будущий храм находится в цокольном этаже главного корпуса. Там уже добровольно потрудились ребята, наши выпускники, и профессора – храм стал выше. Сейчас ведётся отделка, надеемся закончить в августе. Может быть, нам удастся пригласить сюда Патриарха.
– Ходит множество самых разнообразных слухов. В частности, о финансировании. С самого начала говорили, что храм будет создаваться на средства от добровольных пожертвований.
– Всё правильно, так и есть.
– Ранее был открыт счёт, на который можно было начислять средства, а сейчас речь идёт уже о новом фонде, новом счёте и т.д.
– Да, счёт был открыт, но деньги туда не посыпались. Психология мифиста такова, что если счёт не при МИФИ, то туда посылать деньги не хотят. Раньше счёт был при храме в Царицыне. За 4 года было перечислено всего 20 тыс. руб., на эти деньги о. Александр закупил литературу.
Сейчас пришли строители от наших спонсоров (т. е. не мы деньги платим, но всё происходит под нашим контролем), эти строители и выполняют работы.
– А спонсоров можете назвать? Может быть, не физических лиц (сложно всех поимённо назвать), но какие-то фирмы, предприятия?..
– Пока не могу. По этому вопросу можно обратиться к сыну нашего бывшего ректора В. Г. Кириллова-Угрюмова Михаилу Викторовичу.
– А фондом сейчас руководит он?
– Нет, фондом сейчас никто не руководит, т. к. сейчас фонда нет. Его надо ещё создать, зарегистрировать. Работы проводятся на «карманные» деньги, но не наши, а спонсоров. МИФИ туда ни копейки не вкладывает. При этом всё идёт под нашим контролем, чтобы строители ничего не нарушили.
– Появилась информация, что в МИФИ создана Православная община, и что эта община проводила молебны на военной кафедре, а теперь они утверждают, что являются инициаторами начала работ по строительству, приглашают сюда священников (в частности, о. Максима Первозванского). Что это за православная община?
– Откуда это всё появилось, понятия не имею. Единственный, кого я лично приглашал, – это о. Владимир Стасюк (клирик храмов Николо-Перервинского монастыря – прим. ред.), который прочитал здесь несколько достаточно интересных лекций на тему Православия. То, что о. Александр проводил каждый вторник на военной кафедре, – я там не присутствовал ни разу, не знаю, какие там были молебны и кто туда ходил. Я к этому отношения не имел и не имею – скорее всего, об этом знает главный редактор «Инженера-Физика» С. С. Николаева. Никакой общины в МИФИ нет, никто её не создавал, просто есть люди, которые готовы оказать помощь в строительстве храма.
Кстати, недавно мы получили пожертвования от итальянцев, они нам подарили 180 кв. метров напольной плитки для храма, сейчас ее доставляют к нам.
– Я бы хотел всё же вернуться к вопросу об общине: создаётся впечатление, что производятся какие-то несогласованные действия. Светлана Сергеевна организует что-то от своего имени, Вы – от своего… Можете сказать, кто является руководителем рабочей группы?
– Руководителем рабочей группы являюсь я. Все работы по строительству согласуются с о. Александром и о. Олегом. Что касается всякого рода общин – я о них ничего не знаю.
– Другой вопрос – как это соотносится с Уставом МИФИ. Существующая ситуация, как кажется, противоречит пункту, запрещающему создание политических и религиозных организаций и соответствующую пропаганду.
– Да, есть Устав. Но на сегодняшний день более чем в 70 вузах нашей страны созданы и действуют храмы, даже создана Ассоциация домовых храмов при вузах. Так вот, храм строится не в МИФИ, а при МИФИ. «В» и «при» – это разные вещи. И все эти храмы и часовни созданы при вузах. И нигде, ни в каком законе не сказано, что при вузах строить нельзя. У меня есть статья юристов из МГУ, где разъясняется действующее законодательство по этому вопросу. Закон об образовании не является главным – главной является Конституция, утверждающая свободу слова и свободу вероисповедания. Мы пропагандой не занимаемся: пропаганда религии, как и любой другой идеологии, запрещена Уставом.
Но интересно, что сегодня при некоторых учебных заведениях созданы даже кафедры теологии. У нас такого нет – может быть, когда-то и появится, может быть, будет факультатив… На сегодняшний день это вопрос открытый, нужно советоваться с коллективом.
– То есть этот вопрос стоит на повестке дня?
– Нет, он не стоит. Он, так сказать, бродит в умах некоторых лиц. Мол, почему бы не создать. С одной стороны, это дополнительная нагрузка на студента, с другой – это вещь добровольная: хочешь – ходи, не хочешь – не ходи.
– Тут вопрос скорее не о повышенной нагрузке, а о том, что будет излагаться точка зрения определённой религии, а у нас ведь есть и атеисты, и представители многочисленных религиозных конфессий.
– Кто кого заставляет идти и слушать? Если захотят изучать историю других религий, и если таких желающих в МИФИ наберётся много (больше 2-3 тыс. человек), то придётся задуматься и над этим вопросом. Но я знаю, что Русь не нами была признана православной, крещение 1000 лет назад было – это наша история, история России.
– Это так, но даже Русская Православная Церковь признаёт, что воцерковлённых людей у нас не так много. Есть верующие люди, которых, по результатам опросов, большинство, а есть воцерковлённые.
– А кого Вы называете воцерковлённым?
– Тех, кто, по крайней мере, знаком с основными положениями данной религии и разделяет их.
– А я считаю по-другому. Тот, кто крещён (неважно в каком возрасте), уже воцерковлён: он другую религию не принимал. И немало в истории случаев, когда в тяжёлую годину люди шли именно в церковь.
– Появилась информация о том, что для проведения работ в цокольном этаже главного корпуса привлекались ребята с военной кафедры.
– С военной кафедры никто не привлекался, если он не был добровольцем. Вы можете назвать конкретные фамилии?
– Я не буду называть конкретных фамилий, вопрос заключается в том, что если студент Иванов, находясь на военной кафедре, получает приказ принять участие в строительстве храма, но не хочет этого делать…
– Он и не должен этого делать! Присягу он не принимал и такие дурные приказы он не должен исполнять, наоборот, он должен их опротестовать, причем на законных основаниях! Это против его убеждений, это насилие над личностью. Я ведь сам был начальником военной кафедры и, когда хозяйственники ко мне обращались с подобными вопросами, я им вежливо отказывал. Вот после военной кафедры (на субботники и т.п.) – пожалуйста. Те восемь человек с военной кафедры, которые участвовали в работах и о которых я знаю, были добровольцами и работали во внеурочное время. Добровольцами были и профессора, которые приходили после занятий, переодевались и работали. Даже приезжали наши выпускники из Америки, приходили сюда помогать – и такое было!
А что касается добровольных субботников – надо понимать, что институт – наш дом, и для студента или сотрудника не должно быть безразлично его состояние.
– Было два спецвыпуска «Инженера-Физика», посвящённых созданию храма в МИФИ. Во втором спецвыпуске в основном были негативные отзывы.
– От ветеранов не было, кстати, ни одного негативного отзыва. Были негативные отзыва от других мифистов – в том числе от одного из малолетних узников концлагеря (профессора 5-й кафедры В. И. Наумова). Ну и что? Это его личное мнение. Я ни одного отрицательного коллективного мнения не читал. Коллективное письмо за строительство я читал. Против – только от отдельных лиц. В чём тогда противоречие?
– Противоречие в том, что приняли решение, не проведя широкого обсуждения внутри института.
– Почему? Обсуждали 2 года. «За» было больше, чем «против». «Против» даже не было: было не «против», а сомнения: «не рано ли?», «надо ли?».
– А если сейчас будет коллективное обращение «против», то это ничего не изменит, процесс-то запущен?
– Я на 100% уверен, что молодёжь сейчас больше обращена к православию. Почему у нас молодёжь в храм не ходит? Потому что стеснительная. К храму разные провокаторы подходят… Молодёжь этим экстремизмом запугана, сектантами… Церковь запретила на улицах продавать литературу, деньги собирать и т.д. но ведь продают и даже навязывают! А кто с этим должен бороться?
– Я считаю, что государство. Но оно не борется.
– Ну почему же не борется… Просто проблема ещё в том, что мы не знаем, как бороться. Запретом проблему не решишь. Любой запрет вызывает протест – а это на руку экстремистам.
– А если храм будет создан, будет работать, а пожертвования прекратятся?
– Значит, всё закончится. Помещение будет переориентировано на другие цели.
– В «Инженере-физике» в статье «Не вызывает у меня понимания» Е. В. Смирнова предложила восстановить музей истории МИФИ. Какова сейчас ситуация?
– На сегодняшний день подыскивается помещение. Музей как был, так и есть, он функционирует. Будет новый директор, насколько мне известно. Ориентировочно в 2012-м году из профилактория музей будет перенесён на площадку МИФИ. К концу 2012 года будет построен новый корпус на 20 тыс. кв. метров. Это уже будет музей НИЯУ.

Закрыть брешь

Сейчас много говорят о том, что при других вузах не только созданы храмы, но и открыты кафедры теологии. Само по себе наличие храма на территории института не может ни защитить студента, ни повысить его духовно-нравственный уровень. Следовательно, если ставится задача воспитать молодёжь на основе традиций какой-либо религии, эти традиции будут прививать. А это уже не что иное как религиозная пропаганда. Польза от такой пропаганды сомнительна, да и Уставом института такие мероприятия запрещены.
Мы обратились к молодому преподавателю соцфака РГСУ Алексею Красильникову с просьбой коротко рассказать о том, как, кем и на какие средства строился их храм, что об этом думают студенты. Алексей рассказал следующее:
– Руководство нашего вуза тесно сотрудничает с некоторыми представителями Православной церкви. Открыта специальность теологии, регулярно ведутся открытые лекции (ну как, «открытые»... сгоняют на них студентов) и круглые столы на религиозные темы. В штате состоят несколько преподавателей-священнослужителей. Недавно избранный Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл – давний друг нашего вуза, он регулярно приезжал и выступал с речами на разных праздниках, поэтому, думаю, идея строительства – «в целях укрепления взаимодействия», но по большей части – «а почему нет»? Источники финансирования – по большей части бюджет вуза. Стояли ящики, в которые можно было бросить денежку, но не знаю, насколько эта система работала: вряд ли на «пожертвования студентов» можно построить церковь. Дискуссия на эту тему была. Всё свелось к тому, что ректор сам себе хозяин, пусть делает. Отношение было нейтральное. Главное, чтобы никакой «обязаловки». Проблем никаких не возникало и не возникает. Шутили, что на Стромынке (там очень много учится кавказцев) скоро откроют мечеть. Моё личное отношение такое: в университете не должно быть ни религии, ни солдатни. Старая добрая такая позиция, которую еще в 19 веке придумали. Без излишеств. Если считают, что надо, благо и аргументация достойная – пусть будет.
– А вот насчёт открытых лекций: действительно много интересующихся или сгоняют?
– В основном, сгоняют, ясное дело. Но большинство настроено «пофигистично» и не «заморачивается» на эту тему.
Слова Алексея наводят на мысль о том, что безразличие является, возможно, главной бедой подобных начинаний. Часто те, кто спускает директивы «сверху», считает, что одним постановлением можно решить сразу множество проблем: и нравственный уровень повысить, и от сект защитить, да и вообще лишний раз делом доказать следование общему руслу политики Правительства. А тем, кому эти директивы адресованы (в данном случае – студентам), глубоко наплевать на все эти проблемы – лишь бы не ограничивали свободу действий.
Брать на себя смелость принимать решение в узком кругу лиц без проведения широкого, честного и открытого обсуждения – по меньшей мере, опрометчиво. Без диалога невозможно решить ни воспитательных задач, ни задач модернизации образования (или, как сейчас говорят, построения инновационного образования). В то же время, нельзя в поиске правильного решения уповать на «разум» большинства: если бы в нашем институте руководствовались мнением большинства, то в столовой давно продавали бы пиво и презервативы (об этом можно судить по результатам социологических опросов, которые проводятся на первом курсе).
Невозможно созданием Православного (и любого другого) храма закрыть брешь в системе воспитания молодёжи, нельзя переложить на РПЦ (неважно, как к ней относиться) эту проблему. Важно решать проблему комплексно: нужно развивать и науку, и спорт, и творческие коллективы. Наверное, не нужно доказывать, что состояние спорткомплекса МИФИ не соответствует никаким современным стандартам? А что касается творческих коллективов – призываем администрацию института вспомнить о том, что, кроме Академического мужского хора, в нашем институте множество других коллективов, нуждающихся в поддержке: это и ВТО, и рок-лаборатория, и ЭСТА, и фотоклуб, и Клуб Знатоков, и ещё многие другие. Прежде всего, нужны помещения, иначе невозможно проводить репетиции, тренировки, выставки – то, без чего ни один коллектив существовать не может. Примечательно, что именно сейчас ВТО и Рок-лаборатория лишились Административного корпуса. Быть может, для творческих коллективов тоже найдутся цокольные этажи? Наверняка студенты, занятые в этих коллективах, примут активное участие в расчистке и переоборудовании этих помещений.
Да и студентам следовало бы более внимательно и ответственно относиться и к учёбе, и к важным вопросам современного общества. Безразличие, как и фанатизм (и с «той», и с «другой» стороны), сейчас недопустимо.
__________
* – На одной из пресс-конференций, ещё в бытность свою Президентом РФ, В. В. Путин сказал: «Православие и ядерный комплекс – две темы, близко связанные между собой, потому что и традиционная конфессия Российской Федерации, и ядерный щит России – те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться и сегодня, и в будущем и к тому, и к другому». Но ещё раньше, в 2001 году, художники Алексей Беляев-Гинтовт и Андрей Молодкин придумали термин «Атомное Православие», который был подхвачен журналистами и с тех пор употребляется как эвфемизм современной государственной идеологии России.

Максим Горбунов, выпускник МИФИ
7 комментариев:Оценка:


Статья хорошая, спасибо. Однако - Максим, у вас слишком много больших букв, если судить согласно правилам русского языка.

Posted by login 01.09.2009 23:23:25


Прекрасная статья! Спасибо!

Posted by Crystal 03.09.2009 21:55:57


Пойдет

Posted by Юра А. 10.09.2009 15:10:46


Ритуальные казни неверных предусмотрены?

Posted by Онотоле 24.09.2009 00:35:34


Докатились! ЗАО РПЦ и в МИФИ пролезло!

Posted by Андрей Выпускник 1998г 29.09.2009 18:07:11


"Атомное православие" - это феномен фундаментальной российской придурковатости.
Что же касается Путина, то он много чего уже наговорил. Например, что он "менеджер, нанятый народом". Он, видимо, даже не понимает, что означает слово "менеджер". А если понимает, то, значит, страну принимает за лабаз, где он - главный приказчик.
Так что слушайте его, господа, слушайте. Он ещё много чего наговорит...

Posted by Эрик Алексеев, выпускник 1973г. 03.10.2009 20:55:21


Выложил ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ статьи здесь:
http://maxgorbunov.livejournal.com/37655.html

Posted by McSim 06.10.2009 17:46:24




Оставить свой комментарий:
Автор:
Комментарий:
Спам тест: