Газета студентов Московского инженерно-физического института
Поиск по сайту

Чеширский Кот

Среди большого числа творческих коллективов МИФИ отдельного внимания заслуживает Рок-лаборатория, которой руководит лидер группы «Чеширский кот» Алексей Булавин. Поэтому было решено встретиться с Алексеем и поговорить о его группе, о Рок-лаборатории… Впрочем, обо всем по порядку.

– Алексей, расскажи немного о том, как вы начинали, какие у вас были трудности?
– Начинали мы очень смешно. Вообще группа у нас сумасбродная была поначалу, солидный образ она приняла только года четыре назад. Мы два раза меняли состав почти полностью. В последнем составе – два профессиональных музыканта (барабанщик и скрипачка), двое музыкантов из первого состава (я и гитарист Сергей) и новая фронт-вумен Лена с очень красивым голосом, этим составом мы записали альбом «Зимовка». А тогда все были раздолбаями – студенты и те, кто жил в общаге (друзья, приятели и земляки студентов).
Это была команда творчески мыслящих людей, многие играли на гитаре и сочиняли песни. И вот как-то раз я и Саша Шпанк решили, что нам надо попробовать создать группу. На третьем курсе мне удалось хорошо заработать, и я на эти деньги купил барабанную установку и пульт. Вот именно тогда появилось ощущение, что мы теперь все можем. Прямо в комнате поставили барабанную установку, сосед принес колонки по 90 ватт и там же начали играть. Товарищ из соседней комнаты все время пытался с нами соревноваться в громкости издаваемых магнитофоном звуков, но когда мы барабанную установку принесли, он взмолился и признал свое поражение. Полгода мы играли прямо в комнате и, надо сказать, мы не были первыми: коллектива четыре было по общагам. В нашем же первом корпусе, на нашем же пятом этаже играла группа «Болт». Это были ребята, наверное, года на три старше нас. Собирались исключительно после работы – часов в 11-12, репетировали часов до двух, но сосед их умудрялся спокойно спать… И вот, группы эти тусовались, играли, а в один прекрасный день председатель студсовета сказал: «Чуваки, давайте я вам отдельную комнату выделю, чтобы вы по этажам не жужжали. Идите, репайте (репетируйте – прим. ред.) там. А за это вы мне в клубе на первом этаже мусор разберете». Выделил он нам стандартную комнатушку, там мы творили, там же придумывали первый альбом, а кроме нас там еще четыре команды репали. Ну и основной трудностью были отношения с комендантом – все время спорили.
– Какие планы у вас на ближайшее будущее?
– Мы подвели некий итог нашему творчеству – весной выпустили альбом «Зимовка», сделали его презентацию (вы, кстати, можете найти его в московских музыкальных магазинах). Весной очень хорошо выступили на фестивале Emergenza – благополучно добрались до полуфинала, играли в основном альбом «Зимовка». Сейчас у нас некая «творческая дыра» – нужно писать новые песни, искать новое звучание, ведь «Чеширский кот» никогда не звучал одинаково – это наш принцип. Мы дошли до некоторого момента, а дальше – поиск, снова ищем свою новую волну.
– Можешь сказать, что с выпуском альбома «Зимовка» вы поднялись на следующую ступень в техническом или творческом плане?
– С уверенностью могу сказать, что этот альбом технически самый лучший на данный момент. Есть рецензии, в основном они положительные, но не без критики. Я вообще считаю, что если рецензия написана без критики – значит альбом неудачный.
Есть песни, относительно которых можно сказать, что удалось допрыгнуть до планки, к которой стремились. То есть если в предыдущем альбоме есть песни, которые на тот момент мы не могли сыграть лучше, то здесь нам удалось достичь практически идеального звучания. В целом альбом ровный: и по стилю, и по содержанию.
– А каким образом у вас рождаются песни? Что-то необычное было?
– Было. Расскажу о песне, которую не я написал. Например, песня из прошлого альбома – «Менты бегут». Ее сочинил Миша Ушаков, но я при этом присутствовал. Он сидел, смотрел в одну точку, бренькал на гитаре одну струну и нес околесицу. И вот с определенного момента эта околесица превратилась в набор куплетов, а впоследствии – в песню. Важно, что вовремя опомнились и успели записать – иначе бы забыли (смеется).

– Как ты относишься к котам?
– У меня аллергия на кошек. Точнее, на кошачью шерсть. А к животным вообще отношусь хорошо. У меня в основном крысы живут.
– Расскажи в нескольких словах о Рок-лаборатории МИФИ.
– Днем рождения Рок-лабы можно считать тот день, когда мы получили помещение на первом этаже первого корпуса старых общаг, пригласили остальные коллективы. Ведь надо было уже всем в кучку собираться. Потом стали концерты совместные давать. Конечно, не было тогда ни названия как такового, ни идеи, но мы объединялись. Это был 1999 год.
– А где располагается Рок-лаба?
– Рок-лаба сейчас не располагается нигде. Это продолжается уже примерно с конца мая. Это очередной переезд (или, скорее, переделка), связанный не с нами, а с институтом, точнее, с ректором (М. Н. Стриханов – прим. ред.). Ректор у нас современный, все время стремится к мегаразвитию всего, и развитие это получается, нередко, за счет чего-то уже существующего. В данном случае, административный корпус, который раньше был культурным центром, официально с 1-го июля уже не культурный центр. И всех, кто там был: и танцы, и КВН, и Рок-лаба – всех нас попросили.
– Что там теперь будет?
– Там уже табличка висит, что-то вроде: «Международный технопарк "Москворечье"». Задумка такая – собрать молодых людей, и замутить что-нибудь такое – наукоемкое, современное…
А мы теперь вот ходим, выбиваем себе помещение. Ведь под музыку не любое помещение подойдет, там куча параметров, которым это помещение должно соответствовать. Самое главное – мы очень громкие, нельзя, чтобы мы кому-нибудь мешали.
Мы в общаге 6 лет прожили, там же репетировали. Это была постоянная война с соседями сверху, счастливая у них комната была (смеется). Туда заселяли очередного студента, в очередной раз к нам приходил новый сосед «терки тереть», как говорится. Приходилось ему объяснять, что мы тут уже давно, а ты тут только второй день, тебя не будет, мы будем дальше тут жить!..
– Когда решится вопрос с помещением, то чем Рок-лаба может быть полезна начинающим коллективам и как туда попасть?
– Во-первых, мы предоставим репетиционную точку – молодой коллектив может придти и получить место для репетиций. Во-вторых, окажем техническую поддержку, научим работать с аппаратурой. Но, как правило, 95% музыкантов не хотят слушать советы по исполнению, а ведь это очень важно. В рок-музыке весь звук извлекается через аппаратуру и 50% успеха в звучании зависит не от исполнителя, а от того, как ты обслуживаешь аппарат. Поэтому тут есть куча нюансов, есть проверенные советы и методы и их можно попробовать, потренироваться непосредственно на базе.
Месяцев через пять, когда состав группы устаканивается, когда появляются интересные песни, свое звучание – мы предлагаем им участвовать в мероприятиях. Когда группа получает собственное имя, мы уходим немного в сторону, но помогать, советовать продолжаем – на этом этапе группа может о себе самостоятельно заявлять. Последний подобный выстрел – группа Fourth I. D. – очень интересная команда, и я старался сразу обратить внимание людей на этих ребят. На первом фестивале я был впечатлен их выступлением. «Выстрелили», одним словом. Так что не нужно бояться, обращайтесь, чем сможем – поможем.
– Какой совет можешь дать молодым музыкантам?
– Молодым музыкантам вот что посоветую. Когда они создают свой коллектив – надо сначала понять, что этот коллектив будет делать. Лично я делал не так, у меня это складывалось, скорее, случайно, и я считаю, что много времени на этом потерял. То есть если бы я в свое время сел и хорошенько подумал, чего я хочу, возможно, трех-четырех лет лишней возни не было бы. Нужно подумать – если хочешь так же классно играть как Radiohead, значит нужно брать партитуры, находить людей, которые хотят играть только то же самое (это важно), садиться и играть. В дальнейшем, если будет получаться, то можно пробовать писать свои песни в том же духе. Это такой очень четкий и понятный путь.
Другой путь – это не стремиться на кого-то ориентироваться, а искать свою волну. В таком случае, эту волну нужно найти сначала как идею. Просто есть достаточно много групп, которые собираются, начинают репать, но нет песен вообще – никто никогда не писал. И садятся тогда басист с вокалистом:
– Давай писать песню.
– Ну, давай.
Это тупиковый путь. Песню нужно писать самостоятельно, не привязываясь к творческому процессу, который идет внутри группы. Должен быть автор со своим виденьем, собирать группу тогда нужно под него, под его стиль. Очень кривая дорожка, когда все играли уже что-то свое, а взяли барабанщика, к примеру, который любит играть AC-DC. Барабанщик хороший, и все начинают подстраиваться под него, но в целом это не вяжется с вокалом абсолютно. Это будет интересно год-полтора, а потом все разойдутся.
Третий совет – уже чисто практический. Если группа уже определилась, сложилась хорошая творческая атмосфера, появились песни, появились идеи, удалась пара первых концертов, то тогда главное – не поддаться эйфории: «Все круто, у нас получилось!» Нужно подумать, что будет, когда вы дадите десять концертов, когда люди, которые были восхищены вашими творениями, уже наслушаются. Подумать и решить, что делать дальше. И если заранее делать какие-то шаги, то группа не развалится. А если об этом не думать, и лететь на крыльях успеха, то такие группы распадаются, как правило, через год. Наступает время, когда на концерты не приходят люди, наступает творческий кризис, все песни уже спеты и перепеты, что делать дальше – непонятно. Начинаются споры и выяснение недовыясненных отношений между музыкантами, и группа разваливается, приходится чуть ли не с нуля собирать.
Еще, что важно, нужно записать альбом, многие этого не делают. Мы в свое время писались на какой-то студии-репетиционной базе, в городе Обнинске. Вообще, за Москвой все дешевле, нужно это иметь в виду. И, наверное, именно из-за того, что мы записали альбом, мы не развалились. Уже не было смысла бросать, был смысл только идти дальше.
– Пожелать нашим читателям что можешь?
– Пожелать… Во-первых, не унывать. Во-вторых, не погрязнуть в рутине какого-то такого американского стиля жизни, карьеризме: нужно всего добиться, получить восемь высших образований, шестнадцать дипломов, потом – пойти в самую лучшую фирму, надеть самый лучший костюм, купить вот это вот все (загибает пальцы на руке)… Классную сигару в зубы, полететь на острова, прислать оттуда фотки и выложить их Вконтакте. Все, я смог! Это опустошает человека, я думаю. Понимаю, что пока это не пройдешь, очень трудно осознать, что такой стиль жизни опустошает. Я хочу пожелать осознать это до того, как ты будешь вкалывать на этот, как мне кажется, американский путь. Будьте собой!

Если вы начинающая группа и хотите попасть в Рок-лабораторию – пишите Алексею.
ЖЖ: gr-cheshirecat.livejournal.com
Вконтакте: www.vkontakte.ru/id8246576



Справка:
Группа «Чеширский Кот» образовалась осенью 1998 года из числа людей неформального творческого объединения МИФИ. Первый состав «ЧК» был полностью немосковским.
Коллектив очень быстро начал набирать популярность среди студентов и клубной молодежи. Записи на кассетах и в mp3 перезаписывались и расходились по домашним коллекциям любителей русскоязычной рок-музыки. В этой теплой атмосфере группой был записан и выпущен тиражом в 1000 экземпляров первый альбом с сентиментальным названием «Плюшевая вечность». После выпуска альбома студия «Extrafone» приглашает музыкантов поучаствовать в одном из выпускаемых студией сборников «ПРОМОйУШиN» (презентация сборника состоялась 17 октября 2001 г. в клубе «Точка» г. Москва).
По прошествии двух лет состав группы претерпел значительные изменения и пополнился сразу несколькими профессиональными музыкантами. Аранжировка музыки взяла направление на слияние британского рока и блюза.
На протяжении последующих четырех лет группа участвует в большинстве всероссийских фестивалей, активно гастролирует с концертами по наиболее крупным городам страны.
В основе проекта «Чеширский Кот» – глубоко лиричное и немного сентиментальное творчество лидера группы Алексея Булавина, а также ряда других авторов, сотрудничавших в разное время с коллективом.
В музыке группа «Чеширский Кот» – это смесь классического гитарного саунда британского рока, блюзовой гармонии и новаторских аранжировочных находок, ориентирующихся на такие группы, как АукцЫон, Radiohead.
На сегодняшний день группой выпущен третий альбом. Параллельно основному появился второй, совершенно иной состав группы, исполняющий песни в стиле басановы и диксиленда исключительно на акустических инструментах.
Дискография: альбом «Плюшевая вечность» (1999), миньон «Гори-гори ясно!» (2001), Видео CD «Концерт в клубе Последние Деньги» (2004), альбом «Черное молоко» (2007), альбом «Зимовка» (2009). Клипы: «Черное молоко» (2004), «Лампочка» (2005).
Дом-страница: www.chekot.ru
Роман Панасенко
3 комментария:Оценка:


Среди ВИА из МИФИ не замечено ни одной более или менее приличной команды. Все нормальные пацаны разбежались по внешним командам (к примеру, ударник гр. СЛОТ).

Posted by Онотоле 24.09.2009 00:39:43


А как же "Мои ракеты вверх"?

Posted by Алекс 06.10.2009 11:59:50


"7 раса". 2 человека из МИФИ. Ониже кстати "мои ракеты вверх".

Posted by Никкик 15.09.2011 20:41:48




Оставить свой комментарий:
Автор:
Комментарий:
Спам тест: